Андрей Анпилов ([info]tschausy) wrote,
@ 2008-07-18 12:09:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Entry tags:зрение, проза, слух

ПРИСТАВКИН
Лет двенадцать назад отмечали Новый год в писательском доме. В какой-то, как ему показалось, подходящий момент, хозяин попросил меня что-то спеть.
Спел.
Литераторы – киты концептуализма и постмодерна – не шевельнулись, потерпели, глазом не моргнув.
Ну, вернулся на место, налил… И тут подсаживается Приставкин и говорит ободряющие слова, товарищеские. Я, что делать, сразу растаял – такая натура. Выпили, даже временно «на ты» перешли.
Сел я на любимого конька и рассказал свою заветную главную литературную идею. Мол, лирическая поэзия – это память о смерти. А «детская» поэзия – память о рае.
Почитал в подтверждение что-то из такого:

Болеть лишь в детстве хорошо –
Лежишь, как цуцык, на подушке…
<…………………………………>
…И ночью мамина рука
Бо-бо найдет и пожалеет.

И еще такое же читал.

А Толя посмотрел невесело в метельное окно и произнес:
«А у меня детство было – ад на земле…»

Тут стало мне совестно и уста онемели.




(Post a new comment)


[info]tania_al
2008-07-18 08:55 am UTC (link)
Детство у многих - ад
(и хорошо, что Приставкин открыл Вам на это глаза).

(Reply to this) (Thread)


[info]tschausy
2008-07-18 09:06 am UTC (link)
Тут чуть другой сюжет. Чуть.
Я, занят монологом, про "Тучку золотую" забыл.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]tania_al
2008-07-18 09:09 am UTC (link)
А-а, это самообличительное... Я думала - написано более широко, о разности опыта и пр.

(Reply to this) (Parent)


[info]tania_al
2008-07-19 08:40 pm UTC (link)
p.s.

А я вот не читала раньше "Тучку золотую". Сейчас только, после Вашего поста, начала...

Ну да, домашний, да еще и любимый, ребёнок перед детдомовским всё время получается "без вины виноватый" (с).

(Reply to this) (Parent)


[info]hannale
2008-07-18 09:05 am UTC (link)
Можно я ссылку на пост этот дам?

(Reply to this) (Thread)


[info]tschausy
2008-07-18 09:07 am UTC (link)
Конечно. Замка же нет...)

(Reply to this) (Parent)


[info]gorlanova
2008-07-18 09:53 am UTC (link)
И еще чудо, что у стольких детство советское было адом
а потом из них выросло много хороших людей

(Reply to this) (Thread)


[info]tschausy
2008-07-18 09:57 am UTC (link)
Чудо, конечно, не иначе...
Долгая привычка к несчастью ведь калечит характер.
А Пушкин говаривал: "Несчастье - хорошая школа, но счастье - лучший университет..."

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]gorlanova
2008-07-18 10:04 am UTC (link)
видимо, без университета (счастья)
школа мало бы чего дала
вот я после суда-инсульта что вижу:
стала я печальнее, думаю, что зла очень много
больше, чем добра
но тем дороже добро
почему
потому что все мне помогали эти долгие 10 месяцев
никто из 40 друзей не бросил
то есть университет (счастье-помощь) спас (спасло)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]tschausy
2008-07-18 10:09 am UTC (link)
И слава Богу, я только рад за Вас.
Даже слабая тень гармонии и справедливости утешает - ведь быть благодарным Богу естественно, особенно если находится - за что.

(Reply to this) (Parent)


[info]owlga
2008-07-18 02:28 pm UTC (link)
Спасибо, Андрей.

(Reply to this) (Thread)


[info]tschausy
2008-07-18 02:32 pm UTC (link)
Я встречал его и до и после.
А вот запомнилось только это...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]owlga
2008-07-18 02:47 pm UTC (link)
Я недавно перечитывала его "Тучку". Что сказать...

(Reply to this) (Parent)


(Anonymous)
2008-07-18 08:42 pm UTC (link)
Прошедшему ад всё более-менее раем кажется!?Можно про лирическую поэзию поподробнее?МС.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]tschausy
2008-07-21 04:01 am UTC (link)
Любую японскую-китайскую хокку-танку вспомни. Любая - о краткости жизни и утекающем времени.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]tania_al
2008-07-21 10:59 am UTC (link)
Неправда. Они о вечности мгновения, которое никогда и никуда не исчезает.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]tschausy
2008-07-21 11:05 am UTC (link)
Что значит "неправда"?

Так не люди не говорят...)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]tania_al
2008-07-21 11:24 am UTC (link)
"Неправда" - можно сказать, когда речь идет не о субъективных толкованиях или вкусах, а об искажении самой сути явления. Хокку - проявление определенной философии. И для неё значимо не время, а освобождение о того, что мешает нам увидеть вечность, неуничтожимость мгновения.


"Краткость жизни и утекающее время" - это проблема европейского человека, идущая от античности (открывшей трагизм человеческого существования: его конечность, конфликт между духом/телом и пр.).

А если Вы имели в виду, что вежливость - превыше "сути явления", то я с этим не всегда согласна (тем более, что ничего особо невежливого в моем возражении не было).

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]tschausy
2008-07-21 11:33 am UTC (link)
По-китайски и японски я в оригинале не читаю. То, что дано в переводе на русский и немецкий, - именно неуничтожимость тленности, майя и миг пробуждения. В восточной философии нет категории спасения и бессмертия души - есть колесо сансары, метемпсихоз, откуда спасение в нирване, в развоплощении. В этом смысле она последовательно пессимистична, никакой вечности как положительной категории у них нет.
Так что, если угодно, это Вы заблуждаетесь насчет "неправды".)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]tania_al
2008-07-21 12:01 pm UTC (link)
Можно и не читать их в оригинале - существует множество хорошо переведенных текстов восточных учителей и книг о дзене, буддизме и пр. В буддизме есть несколько течений (ветвей), и дзен (порождением которого и являются хокку, как я поняла) ничуть не пессимистичен.

Принцип там действительно другой: не спасение, а просветление; понимание, что "эго" с его страхами и потребностями - иллюзорно, т.е. ментальная революция, а не путь физических мытарств (как в аскетической традиции Запада).

В своем роде дзен даже оптимистичнее, потому что речь идет о снятии "мысленных шор" - без осуждения и унижения физической стороны жизни; о том, что просветление может застичь человека в любом месте и состоянии, если он перестает руководствоваться "умом".

Я это не ради спора говорю, а лишь к тому, что дзен - далеко не так прост (и совсем не враждебен жизни и радости существования). И, может быть, стоит обратить на него внимание...

(Reply to this) (Parent)


(Anonymous)
2008-07-23 04:36 pm UTC (link)
О,это можно о любом произведении сказать.Мой вопрос был не в общем,а в частности о твоём "любимом коньке".Я согласна с Таней,что не всё так пессимистично.Ну,например,из Сайгё :
"Приди же скорей
В мой приют одинокий!
Сливы в полном цвету.
Ради такого случая
Даже чужой навестил бы..."

"В горах Ёсино
На ветках вишнёвых деревьев
Россыпь снежка.
Ннрадостный выдался год!
Боюсь,цветы запоздают."

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]tschausy
2008-07-23 05:27 pm UTC (link)
Тут всё просто. Поэт, как и вообще взрослый, всегда помнит о конечности жизни, моменто мори. Поэт - помнит острее, чем обыватель. Доминанта в этом смысле не зависит от степени оптимизма, самозабвения радости и т.д. На дне этого колодца - всегда смертная память.

Дитя лет до шести-семи - фактически бессмертно, не знает о смерти, не чувствует её. И эта память тоже не оставляет человека до конца, как воспоминание о рае, как предчувствие бессмертия. На детском материале это ощущение - естественно, не фальшиво.

Речь только об этом. Слишком далеко идущие выводы я бы остерегся делать. Например, у Мандельштама был фрагмент о том, что человек искуплен на Голгофе и ему отпущен первородный грех. Поэтому с тех пор жизнь,искусство и творчество - это прятки с Богом, игра света и теней. Я бы всё же не рискнул это утверждать - наглядность и опыт говорят иное. Хотя сердце - конечно, только бы мечтало о таких солнечных прятках.

(Reply to this) (Parent)


[info]tihomir_e
2008-07-18 06:17 pm UTC (link)
ад на земле
а ты одна..

(Reply to this)


[info]presviter_ds
2008-07-19 07:18 am UTC (link)
Мне Алена Архангельская позавчера подарила диск-двойник, на котором Вы поете "Вьюга листья на крыльцо намела". Одна из моих любимых песен. Не только из Галича - вообще.
Спасибо за такое проникновенное исполнение.

(Reply to this) (Thread)


[info]tschausy
2008-07-21 04:02 am UTC (link)
Спасибо. Эта песня из любимейших вообще и для меня.

(Reply to this) (Parent)


Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…