Андрей Анпилов (tschausy) wrote,
Андрей Анпилов
tschausy

Categories:
"КУСТ"

ЕСЛИ БЫ КИНО СНИМАЛ ДЕКАРТ

Трюффо, подобно Хичкоку, ставит фильм сцена за сценой - как доказывает теорему. Только вместо чисел и уравнений - декартовские их подобия - пластические, цветовые, звуковые, монтажные. И сами вещи - и символы вещей.
Трюффо сначала был кинокритиком - а потом стал режиссёром. И в режиссуре он остался кинокритиком - он собирал кино, одновременно интерпретируя его, прокладывая путь зрителя и искомому (и заранее известному) ответу - «стрелками». Голосом предметов, их косвенным, нужным для сюжета, смыслом - и это был второй фильм, который поставлен параллельно первому.

Вот наиболее чистый, химически незамутнённый образец.
«Невеста была в чёрном», 1968 год, Жанна Моро в главной роли, в ролях мужчин артисты сплошь знакомые и запоминающиеся, но которые всю жизнь потом играли второстепенные роли, у французов был экономный выбор типажей. Словно не кинематограф - а театральная труппа.
Героиня Моро ходит всегда в чёрном, или с чёрными деталями туалета. Она осуществляет план мести - когда-то пятеро молодых людей случайно застрелили её жениха на пороге церкви. Это был несчастный случай.
Девушка выследила всех, аккуратно, крайне интеллигентно и разнообразно управилась с тремя.
Никого не жалко, кстати, и за девушку не переживаешь. Снято так - что следишь за простым преступным мастерством и логикой.
Одного - он был мошенник - на её глазах арестовали по постороннему поводу и увезли в тюрьму.
И она берётся за предпоследнего, тот коммерческий художник. Знакомится с ним, набивается в натурщицы, он её много рисует, делает наброски, делает портрет, пишет её в наряде Артемиды, влюбляется - и сам для себя на стене над своей кроватью по памяти рисует её лежащую в полный рост, очень похожую - и завешивает ковриком.
После того, как она его успокаивает - стрелой из лука не получилось, как ожидали все зрители - она позировала в позе Артемиды в тунике с натянутой тетивой - получилось как-то по другому, за кадром - она вырезает из рам все свои изображения, уничтожает все рисунки себя - и случайно обнаруживает за ковром ещё один свой портрет. Взяв банку с чёрной краской и кисточку, макает, подносит к нарисованному лицу - и вдруг задумывается, делает паузу и кладёт кисточку обратно.
И на следующий день приходит на похороны в чёрной фате, занавесив всё лицо именно так, как она собиралась его закрасить. Её узнают, сдёрнув ткань, арестовывают, она во всём признаётся, её сажают в тюрьму.
В тюрьме полкоридора - камеры с женщинами, полкоридора - с мужчинами.
Обед развозит смешанная бригада, раздатчик с половником и две девушки - одна из них Жанна. Жанна ворует в разделочной нож, прячет под кухонное полотенце, столик на колёсах вывозится на дело…
В одной из мужских камер за коридорным поворотом сидит тот самый лысый мошенник, последний из пятерых.
(Она продумала в тот решительный момент, с кисточкой в руке - как ей попасть в тюрьму, чтобы закончить дело.)
Тележка уезжает за угол, доносится звон ключа и железный стук двери…
Слышится громкий крик…
Из глубины кадра выплывает слово:

FIN
Tags: куст
Subscribe

  • (no subject)

    "КУСТ" КУСТ

 Ровно год назад, 19 марта 2020-го, в первые дни карантина, вспомнились стихи про куст - и началась эта документальная проза.
…

  • (no subject)

    "КУСТ" СОЛЁНАЯ ВОДА В том году не стало Лены, и мне было ещё не известно - будут ли приходить новые стихи. К тому времени я забыл, как это бывает…

  • (no subject)

    "КУСТ" НЕ ОБЕЩАЙТЕ ДЕВЕ ЮНОЙ «Знаешь, если я в ближайшие дни скажу, что замерзаю - можешь меня сразу задушить» - говорил я спутнице по дороге из…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments